Федеральное бюджетное учреждение
«Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний
в Воронежской области»
06 апреля 2021

Цифровая трансформация как инструмент формирования экономики доверия

16 марта 2021 г. состоялось главное событие года в сфере аккредитации — Всероссийский форум аккредитованных лиц, который стал уникальной площадкой для открытого обсуждения актуальных вопросов деятельности органов по оценке соответствия и национального органа по аккредитации, поддержки экспорта, роли участников национальной системы аккредитации в обеспечении качества жизни граждан. В этом году форум впервые прошел в дистанционном формате. В его работе приняли участие более 13 тыс. человек.

Главная тема мероприятия — цифровая трансформация национальной системы аккредитации как инструмент развития экономики доверия. Участники обсудили важнейшие направления развития системы, в том числе вопросы использования российских цифровых технологий, платформенных решений в целях повышения эффективности всей национальной системы аккредитации в рамках формирования российской экономики.

В видеообращении к участникам форума министр экономического развития Российской Федерации М.Г. Решетников подчеркнул роль  цифровизации в сфере аккредитации, от прозрачности и эффективности которой зависит качество и безопасность российской продукции на внутреннем и внешних рынках, отметив, что Росаккредитация по праву считается одним из самых цифровых ведомств страны.

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ПРОЗРАЧНОСТИ,  ДОВЕРИЯ

Открыл заседание руководитель Федеральной службы по аккредитации Н.В. Скрыпник. Глава ведомства рассказал об итогах работы Службы за 2020 г., сделав акцент на том, что пандемия COVID-19 внесла существенные коррективы в работу Службы, ускорила процесс трансформации национальной системы аккредитации. Принятие Постановления Правительства РФ № 440 позволило перенести процедуры подтверждения компетентности и тем самым частично снять нагрузку с аккредитованных лиц.

Основным направлением работы в прошлом году, по которому удалось добиться серьезных результатов, стало развитие дистанционного формата предоставления услуг (см. рисунок).

Основные усилия были сосредоточены на наращивании серверной базы, изучении и адаптации к российской действительности международного опыта, создании инструкций для эффективной работы в новом формате. Это дало результат: в течение года прошло более 3 тыс. ВКС-сессий по оценке соответствия критериям аккредитации, было оказано свыше 1,1 тыс. услуг.

Этот процесс стал катализатором дальнейшего развития. В несколько раз увеличилась прозрачность деятельности участников рынка благодаря тому, что все записи теперь хранятся в системе и заинтересованные лица получили возможность апеллировать к ним в любой момент. За счет отмены выезда в место осуществления деятельности аккредитованного лица удалось сократить стоимость оказанной госуслуги на 30%. В целом по итогам года по всей отрасли это дало примерно полумиллиардный эффект. Но остались аспекты, которые требуют доработки, например, хранение документов в архиве в XML-формате, анализ этих документов при помощи инструментов искусственного интеллекта.

Другая важная составляющая работы Службы в 2020 г. — переоценка национальной части Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, предусмотренная Постановлением Правительства РФ № 1236. Мнения участников рынка относительно данного процесса полярны: от крайне негативного до исключительно позитивного. Тем не менее важно отметить, что процесс прозрачный, однозначный, есть обратная связь и строго установленный порядок переоценки. Ключевая цифра здесь — 30%: 30% из 2069 аккредитованных лиц уже не будут выпускать сертификаты и протоколы испытаний для Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), потому что 350 аккредитованных лиц не планировали продолжать работать в области обязательной оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям права ЕАЭС и в связи с этим не подали заявление на прохождение переоценки; из 440 аккредитованных лиц, которые были исключены из национальной части Единого реестра в ходе переоценки, только 179 подали заявление на повторное включение в национальную часть. Работа в данном направлении продолжается: Межведомственный совет национальной инфраструктуры качества будет заседать ежемесячно, идет настройка системы автоматического мониторинга за деятельностью аккредитованных лиц.

Другое нововведение прошлого года — изменение порядка регистрации деклараций о соответствии продукции. В общем случае зарегистрировать декларацию теперь могут только лица, которые отвечают за безопасность декларируемой продукции — производители (импортеры) или продавцы товара. Они несут полную ответственность за недостоверные сведения в декларациях.

К сожалению, довольно часто заявителю не хватает компетентности в данном вопросе, поэтому был технически доработан сервис регистрации деклараций (далее — СРД), что позволило заявителям пользоваться консультационными услугами органов по сертификации при создании черновика декларации. С 1 января 2021 г. производители и продавцы товаров через новый личный кабинет зарегистрировали 86 138 деклараций о соответствии, в том числе 61 317 (71%) за счет расширенного функционала СРД. И если раньше самостоятельным декларированием занималось не более 5—10% компаний, то сейчас — уже 29%. Прозрачность процедуры декларирования и ответственность производителей и продавцов повысились в разы.

Следует отметить и сокращение на 9% количества аккредитованных лиц (в основном за счет органов— однодневок). При этом на 6% увеличилось число органов инспекции. Руководитель Службы выделил этот тренд как перспективный для экономики.

Говоря об основных направлениях цифровой трансформации, Назарий Скрыпник отметил, что у национального органа по аккредитации большая, стабильная, насыщенная данными система — Федеральная государственная информационная система (ФГИС) Росаккредитации. Тем не менее требуется ее дальнейшее совершенствование, направленное на то, чтобы каждый конкретный пользователь находился в комфортной среде при работе с документами по оценке соответствия. В число актуальных задач входят оптимизация процесса оказания госуслуг, глубокая и проактивная аналитика деятельности аккредитованных лиц и, в итоге, запуск новых сервисов для внешних пользователей.

Здесь важным инструментом является электронный архив. В идеальном понимании — это оцифрованные документы в формате XML, которые отражают деятельность аккредитованного лица. Основная задача архива — информирование о наличии отклонений в оценке соответствия, что поможет организациям установить эффективный контроль за своими действиями.

Ключевой задачей Службы в сфере цифровизации на данный момент является создание конфигуратора электронных областей аккредитации. Это масштабный проект по переводу всех документов по аккредитации в электронный формат. В результате заявители получат прямой и быстрый доступ к перечню добросовестных лабораторий, которые делают свою работу на высоком уровне. Кроме того, проект позволит решить острую проблему рынка — исключить выдачу сертификатов вне области аккредитации. Переход всех органов по сертификации и метрологических служб на электронные области аккредитации предполагается осуществить до 31 декабря 2021 г., лабораторий — до 1 июля 2022 г. Это очень амбициозные планы, особенно в отношении лабораторий, количество которых в РФ превышает 6 тыс.

Другая важная составляющая работы Росаккредитации — межведомственное взаимодействие. Одна из граней — взаимодействие с таможенной службой: 50% импорта в страну требует подтверждающих документов об оценке соответствия. Планируется подключать межведомственное взаимодействие и при оценке аккредитованных лиц, включенных в национальную часть Единого реестра, и при взаимодействии с Евразийской экономической комиссией (далее — ЕЭК, Комиссия) по вопросам маркировки.

На сегодняшний день к СМЭВ1 Росаккредитации подключено 15 ФОИВ2: ФНС, ФТС, Минцифры России, Минпромторг России, МЧС, Казначейство России, Минтруд России, Росстат, Росавиация, Росморречфлот, Россельхознадзор, Росздравнадзор, Росалкогольрегулирование, Росстандарт, Росгвардия, а также 150 РОИВ3 и различных ведомств в субъектах РФ. Ожидаемый эффект от внедрения данного сервиса для ФОИВ — возможность в режиме реального времени видеть изменения в статусах сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, вносить сведения в реестр сертификатов и деклараций о выданных предписаниях; для бизнеса — проверка приборов учета в упрощенном режиме, сокращение сроков оказания государственных услуг, упрощение процедуры таможенного оформления. Перспективное направление развития для сферы оценки соответствия — автоматическая проверка сертификатов соответствия и деклараций о соответствии на торговых площадках в сети Интернет. К сожалению, на сегодняшний день есть информация, что определенная доля товаров на этих площадках не проходит оценку соответствия требованиям безопасности.

Главная цель работы Росаккредитации — обеспечить безопасность приобретаемого потребителем товара. Поэтому Служба ведет переговоры с различными интернет-площадками, результатом которых должно стать автоматическое указание номера и реквизитов сертификата или декларации в карточке товара. Ожидаемые эффекты: товары на маркетплейсах с актуальным статусом сертификата/декларации, сокращение объема контрафакта, повышение уровня доверия потребителей, автоматическая проверка сертификатов и деклараций, ссылка на сертификат/декларацию на сайте Росаккредитации, привлечение добросовестных поставщиков, подтвержденная безопасность товаров, сохранность деловой репутации для маркетплейсов, простой порядок предоставления сертификата/декларации по запросу потребителей. Для аккредитованных лиц это большие возможности развития: целый ряд товаров будет выведен из серой зоны, что автоматически увеличит количество испытаний и, соответственно, выдаваемых сертификатов. Основные задачи в этом направлении на 2021 г.: на первое полугодие — реализация пилотного проекта по созданию и апробации сервиса с рядом маркетплейсов; на второе полугодие — внедрение сервиса в работу нескольких торговых площадок.

Цифровизация процессов подразумевает создание новых ценностей для аккредитованных лиц: она должна обеспечить механизмы постоянной мягкой поддержки для участников рынка и исключение недобросовестных участников в пользу добросовестных.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕАЭС — НОВЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Совершенствование правил, процедур в области оценки соответствия и в целом технического регулирования в России идет в тесном взаимодействии с государствами — членами Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, Союз). С докладом об основных направлениях развития технического регулирования в ЕАЭС выступил директор Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Т.Б. Нурашев.

Цифровая трансформация, позволяющая оптимизировать бизнес-процессы, снизить затраты участников за счет применения передовых технологий, повысить прозрачность, — ключевой тренд развития ЕАЭС на ближайшие годы. Это актуально в том числе и для сферы технического регулирования. С целью решения указанных задач, а также совершенствования единой политики в сфере технического регулирования государств — членов ЕАЭС на площадке ЕЭК началась реализация инициативы «Цифровое техническое регулирование в рамках ЕАЭС». Бенефициары проекта — все участники рынка: изготовители, экспортеры, импортеры, поставщики, потребители, органы по оценке соответствия и органы государственной власти по техническому регулированию, стандартизации, аккредитации и др. В январе 2021 г. проект был одобрен на заседании Коллегии Комиссии.

В рамках проекта предусмотрена возможность отображения полного набора сведений к точно идентифицированным объектам технического регулирования, предоставление всем участникам рынка необходимых данных для проектирования, производства и вывода продукции на рынок, а также возможность работы с цифровыми сервисами. Большинство сервисов будет предоставляться заинтересованным лицам на безвозмездной основе. Такой подход создаст гибкие возможности для дальнейшего развития системы в условиях расширения ее функционала, существенно снизит затраты бизнеса как временные, так и финансовые на получение достоверной и полной информации об обязательных требованиях к продукции.

Пока в проекте «Цифровое техническое регулирование в рамках ЕАЭС» нет ни оценки соответствия, ни аккредитации, ни системы государственного надзора, поэтому предполагается, что в дальнейшем в его рамках будет прорабатываться соответствующее техническое задание.

Цифровизация исключительно важный, но не единственный вектор развития ЕАЭС. В декабре 2020 г. решением Высшего Евразийского экономического совета были утверждены Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. (Стратегические направления). Документ определяет объем задач, которые необходимо реализовать в целях совершенствования единой политики технического регулирования.

Блок технического регулирования представлен в Стратегических направлениях достаточно серьезно и включает 10 мер, реализуемых посредством 23 механизмов, которые охватывают все сферы деятельности и даже выходят за область технического регулирования: установление единых обязательных требований, стандартизация и метрология, оценка соответствия, госконтроль (надзор), аккредитация, ответственность, международное сотрудничество, качество. Все меры учитывают накопленный опыт, практику правоприменения и способствуют достижению актуальных целей, которые сегодня стоят перед обществом.

Одно из ключевых направлений — установление обязательных требований к продукции и обеспечение единообразного подхода к применению технических регламентов (далее — ТР) Союза. Сейчас они проходят достаточно длительную процедуру разработки. Последний мониторинг показывает, что государства по-прежнему стремятся устанавливать требования к продукции в рамках национального законодательства. Задача ЕЭК — добиться, чтобы максимальное количество требований действовало на уровне Союза. В этой связи в первую очередь планируется актуализировать Единый перечень продукции. Вносятся соответствующие изменения в порядок процедуры разработки ТР (в настоящее время они проходят процедуру согласования), включающие сокращение сроков и этапов разработки ТР.

Другая актуальная задача — добиться, чтобы ТР ТС соответствовали современному уровню технического развития. Чем больше они будут гармонизированы с мировыми требованиями, тем больше будет задел для производства конкурентоспособной экспортоориентированной продукции.

Проблемная тема — внедрение механизма единообразного подхода к толкованию и применению ТР. Один из вариантов решения вопроса — идти по пути выпуска гайдов в формате рекомендаций. Но он малоэффективен, поскольку такие документы носят рекомендательный характер, а значит, не могут быть использованы надзорными органами или судом. Более целесообразным представляется разработка процедуры ускоренного внесения изменений в сам ТР, позволяющей в течение хотя бы полугода устранить имеющийся пробел в нормотворчестве, либо предоставить полномочия Комиссии на толкование тех или иных норм, но здесь потребуется помощь экспертного сообщества стран — членов Союза.

Важная роль во всем механизме технического регулирования отведена процедуре допуска товаров на рынок. Существующие в этой сфере проблемы требуют новых подходов, в том числе гармонизации законодательства государств — членов ЕАЭС в части установления ответственности за нарушение обязательных требований к продукции, правил и процедур проведения обязательной оценки соответствия. Уже ведутся переговоры о том, чтобы разработать наднациональный акт, который установит общие подходы, определит принципы ответственности за несоответствие продукции требованиям ТР.

Совместно с экспертами из разных стран ведется работа по имплементации через ТР положений типовых схем оценки соответствия: комплекс из 43 ТР подлежит изменению. Назрела необходимость в кардинальном пересмотре подходов к оценке соответствия серийно выпускаемой продукции иностранного производства. Возможный вариант решения проблемы — разработка комплекса мер, включающих, в том числе, возврат в жесткое правовое поле, переход на электронные формы разрешительных документов в сфере оценки соответствия. Крайне важно, чтобы все пять стран ЕАЭС двигались в этом направлении синхронно, иначе существует риск получить новые барьеры в торговле.

Одна из ключевых ролей по защите рынка от небезопасной продукции отводится органам надзора. Сегодня в Союзе 27 таких органов, и важно обеспечить их эффективное взаимодействие. В феврале 2021 г. подписано Соглашение о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза, которое включает несколько нововведений: применение риск-ориентированного подхода при организации госконтроля (надзора) за соблюдением требований ТР Союза, формирование единой системы опасной продукции, установление единого порядка взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с органами по аккредитации и таможенными органами.

Новым направлением в рамках развития единой системы технического регулирования Союза, предусмотренным Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 г., является формирование систем обеспечения качества продукции. Для его реализации будет принята Концепция создания евразийской системы обеспечения качества продукции, предусматривающей в том числе совершенствование национальных инфраструктур качества. Актуальность данного направления обусловлена вызовами конкуренции на мировом рынке товаров и необходимостью принятия согласованных мер по повышению качества и конкурентоспособности товаров, производимых в государствах Союза.

Каких результатов нужно ожидать от реализации Стратегических направлений? Исполнение всех планируемых мероприятий позволит оптимизировать и сократить процедуру разработки ТР и, соответственно, установить единые требования: снять барьеры на рынке, усилить интеграционное взаимодействие в сфере стандартизации для обеспечения разработки современных и передовых стандартов, создать в рамках Союза новый механизм оценки соответствия серийно выпускаемой продукции, усилить защиту внутреннего рынка от небезопасных товаров за счет совершенствования механизмов оценки соответствия, аккредитации, государственного контроля (надзора). Только комплексное развитие всех этих инструментов и мобилизация совместных усилий специалистов стран — членов ЕАЭС позволит создать оптимальные условия для свободной торговли безопасной продукцией внутри ЕАЭС.

КЛЮЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ АККРЕДИТАЦИИ

Итоги работы в 2020 г. Правительства РФ и госорганов в сфере аккредитации и оценки соответствия подвел статс-секретарь—заместитель министра экономического развития Российской Федерации А.И. Херсонцев. В своем выступлении заместитель министра также обозначил ключевые направления развития на ближайшую перспективу.

Говоря о принципиальных изменениях в сфере аккредитации, следует отметить, что по итогам реализации механизма «регуляторной гильотины» удалось установить единообразные правила формирования и ведения трех реестров сертификатов соответствия и трех реестров деклараций о соответствии. В реестре сертификатов с 1 августа 2021 г. будут детализированы сведения об инспекционном контроле, о датах его проведения и результатах, вводится обязанность подгружать в реестр документы по его проведению.

В критериях аккредитации доработаны требования к органам по сертификации, испытательным лабораториям, органам инспекции и органам валидации и верификации парниковых газов. Важное изменение — установление требований в отношении правил оформления протоколов испытаний, которые должны соответствовать ГОСТ Р 58973-2020 «Оценка соответствия. Правила к оформлению протоколов испытаний» и вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Что касается требований к отчетности, то в них также предусмотрена дифференциация в зависимости от сферы деятельности аккредитованного лица. Было решено перейти на предоставление электронных документов, электронных образов, скан-копий. С позиции Минэкономразвития России данный шаг повышает прозрачность всей системы, ответственность участников процесса друг перед другом и в конечном итоге доверие к достоверности результатов оценки соответствия. Уже сейчас на сайте Росаккредитации  реализована возможность проверки достоверности сертификатов и деклараций о соответствии путем предоставления сведений из соответствующих реестров.

Среди основных задач на 2021 г. следует выделить переход на формат электронных областей аккредитации по всем видам соответствующих услуг, а также повышение производительности в ходе оказания государственных услуг (использование видео-конференц-связи и других инструментов цифровизации в целях сокращения сроков). В рамках реализации данной задачи требуется обеспечить принятие изменений в Федеральный закон № 412 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (сейчас он находится на рассмотрении в Государственной Думе). Нормативный документ планируется дополнить таким инструментом, как, например, введение удаленной оценки.

Другой значимый момент — упрощение процедур сокращения области аккредитации. Это важно для тех случаев, когда аккредитованное лицо в состоянии управлять собственной областью, тем более что реестровая модель это позволяет, а перевод области аккредитации в электронный формат даст возможность аккредитованным лицам выполнять все процедуры самостоятельно. В продолжение тематики с электронной областью аккредитации стоит отметить инициативу Службы по созданию так называемого цифрового двойника лаборатории. Реализация проекта позволит на более высоком уровне оказывать услуги, обеспечит прослеживаемость испытаний и доверие к полученным результатам.

К числу ключевых задач следует отнести реализацию Федерального закона № 460-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» и Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», который был принят в конце прошлого года и предусматривает ряд полномочий правительства, связанных с установлением механизма отзыва сертификатов и деклараций соответствия, выданных с нарушениями. В настоящее время Минэкономразвития России совместно с Мипромторгом России работает над соответствующим проектом постановления.

Другая важная тема — нормативное установление возможности передачи функций по проведению инспекционного контроля за сертифицируемой продукцией в другой орган по сертификации в случае, если аккредитация органа по сертификации была прекращена. Соответствующие решения уже приняты, они должны устранить проблему «бесхозных сертификатов» и помочь бизнесу с точки зрения соблюдения его прав при уходе с рынка органа по сертификации.

Что касается оптимизации процедур по аккредитации, необходимо сделать регулирование более гибким, чтобы донастроить сроки и процедуры, сократив издержки хозяйствующих субъектов на прохождение аккредитации с одновременным повышением ее качества.

Отдельно следует выделить задачи, связанные с контрольной деятельностью Службы. Речь идет и об автоматизации процессов, и о дальнейшем совершенствовании с точки зрения принятого в прошлом году Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который запустил новую реформу контрольно-надзорной деятельности в стране. Здесь важно сделать акцент на профилактике, на том, чтобы  установленные правила выполнялись всеми аккредитованными лицами при минимальном контрольно-надзорном вмешательстве в их хозяйственную деятельность.

Основная задача на ближайшее будущее — это безусловный приоритет мер, связанных со стимулированием добросовестных предпринимателей и организаций на выполнение установленных обязательных требований, поощрение такого выполнения, профилактика соответствующей работы. Для надзора должен быть характерен риск-ориентированный подход, максимальное использование цифровых технологий. В первую очередь это относится к автоматизации процессов выдачи предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, предупреждений. Необходимо добиться, чтобы нарушения устранялись в кратчайшие сроки, а носящие санкционный характер мероприятия контролера стали исключением из правил.

Основной миссией Росаккредитации является обеспечение доверия к результатам оценки соответствия, и цифровые технологии незаменимы на пути совершенствования в этой области. Шаги, предпринятые Службой в сфере цифровизации, уже сейчас позволяют в большей части автоматизировать процессы предоставления услуг, значительно сократить издержки. Планируется, что в текущем году работа электронных сервисов выйдет на новый, более высокий уровень, что позволит избегать ошибок как со стороны аккредитованных лиц, так и со стороны органа по аккредитации, обеспечит прозрачность деятельности всей системы и будет способствовать обращению на рынке страны безопасной продукции с достоверными результатами испытаний.

«Стандарты и качество» №04 2021

Приложенные файлы
Последнее обновление: 06.04.2021 09:46